RealMusic
Алька Коленбет
Алька Коленбет
четверг, 10 мая 2018 г., 00:29

О жирафе...

В общем, что-то уже сказано здесь: http://www.ksp-msk.ru/forum/viewtopic.php?f=16&t=6064

1) Судя по всему, стихотворение музыке сопротивляется сознательно. 

"У Гумилёва же нет ни одной мысли, которая уложилась бы в одну строку, при этом есть строгая подчинённость ударениям, а это всё порождает очень дробный и довольно занудный текст, если мы пытаемся его спеть. " (14 слогов в каждой строке)

2) Музыка, которая хорошо бы подзвучила это стихотворение, лежит уже где-то за пределами музыки, традиционной для АП и - шире - вообще привычной нам. Из предположений: использовать полифонию/полиритмию (а то и вместе). Но таким образом песни у нас не получится.

"Просто Гумилёв тут требует нового подхода и совершенно новой музыки, как раз-таки текстомузыкальности как особой формы песенности.

3) Исходя из этих размышлений, я попыталась в мелодии "Жирафа" прибегнуть к каким-нибудь другим, нехарактерным приёмам. Для меня это выражается в неожиданно важном значении музыкальных частей (вступления и эпилога), который суммарно занимают больше времени, чем "пение", да и по значимости выше, потому что являются "походкой жирафа". Играю я по-прежнему на девичье-любительском уровне, тем смешнее от меня слышать про серьёзность музыкальной темы, но тем не менее.
Музыкальных тем, как легко услышать, в песне много, "походка жирафа" важнейшая из них, имеющая наибольшее развитие. Начинается песня непродолжительной темой дождя, а в самой песне мы слышим тему рассказчика (Dm G C A# A) и тему собственно-жирафа: A A# F (C) Hm B.

Теперь, собственно, самое странное, что с этой песней произошло.
Тема походки жирафа выросла из моей вариации Этюда№7 Дмитрий Григорьева, который я хотела разучить, но на первых двух тактах остановилась, услышав очевидную песенность в гармонии: Em Am D7 G H7
Полностью сохранив эту последовательность и позаимствовав у композитора несколько начальных нот, я увела мелодию туда, куда мне захотелось, а через некоторое время поняла, что она могла бы быть хорошей основной темой именно для стихотворения Николая Степановича, о котором я к тому времени уже думала какое-то время.

Подумано - сделано. Каково же было моё удивление, когда я услышала вариант Аделунга, строящийся ровно на этой гармонии! Совпадение тем оказалось просто катастрофически заметным. Пришли к выводу, что Григорьев слышал "Жирафа" Аделунга, мог вдохновиться им, смело превратил песню в этюд, развил её по своему направлению, а я выудила из этюда песенность, развила по-своему, но вернула мелодию к тем же стихам! 
Все три произведения звучат по-разному, но это Em-Am-овое родство в них легко опознать.

 Вот тебе и эксперимент со значимостью музыкальной темы! 
Странная ситуация, но забавно, что представление о жирафе, получается, общее при глобальной разнице в трактовке: в песню Юрия Николаевича главный герой вроде как сочувствует печалящейся девушке, образ жирафа - положительный. Я читаю это стихотворение совершенно иначе, жираф - тень, преследующая Гумилёва, увлекающая его в фантастический мир, в который и он не хочет героиню брать, и её саму туда не тянет - она грустит именно из-за инфантильности и экзальтации своего возлюбленного. Даже заметив, что она грустна, поэт пытается развлечь её сказками, интересными ему, погружается в свои размышления, забывает о реальности, упиваясь придуманной картиной и недоумевает, почему подруга не хочет разделить его радость, в то время как его фантазии - главный источник её печали. Симпатии на стороне девушки, иными словами. И жираф - образ гнетущий, опасный, таинственный, но нехороший, равнодушный к чужому горю. 

Тема девушки в песне не звучит совсем, забитая жирафом. Всё, что остаётся от реальности - напоминание о дожде в самом начале композиции.
Думаю, разница в трактовках достаточное основание для существования двух песен с единой гармонией на одно стихотворение! Хотя ясно, что мой вариант "Жирафа" по-прежнему не та находка, которую ждёт мир, не та песня, которая приобретёт широкое распространение и ответит на все требования коварного текста. Это просто очередная попытка что-то в его отношении прояснить =)

0