Как вам всем отлично известно, музыкальный бизнес (большой или на уровне локальной сцены) полон сюрпризов. Конечно, запланированный тур по клубам или городам с идеально просчитанным бюджетом — это прекрасно, но иногда совершенно внезапно появляется возможность сыграть концерт в классном месте, и от этой возможности совсем не хочется отказываться. Что делать? Не паниковать!
Сперва стоит понять, способны ли вы вообще в данный момент сыграть шоу. Случается всякое: длительный перерыв, или долгая работа над новым материалом, и для того, чтобы сыграть программу, вам необходима хотя бы пара репетиций. Если вы все же готовы, то спросите себя «Как мы привлечем публику на этот концерт?». Ведь даже когда вы планируете шоу за несколько месяцев, вы выполняете огромное количество работы по продвижению, изо дня в день рассказывая всем, когда и где вы собираетесь сыграть (и по прошествии месяца в день концерта вы все равно получаете сообщения вроде «Эй, а во сколько вы играете?»). Тактики продвижения внезапного концерта не сильно отличаются от тех, что необходимо применять к обычным концертам, но все же есть несколько трюков, которые помогут вам собрать людей, если концерт через три дня, а узнали вы о нем только сегодня. Вот некоторые из них:
Обыграйте ситуацию как «шоу-сюрприз»
Даже если это не запланированный сюрприз, ничто не мешает подать событие публике именно таким образом. Создайте эффект срочности и FOMO у ваших поклонников (Fear of Missing Out — боязнь что-то пропустить). Кто захочет пропустить что-то внезапное и интересное? Привлеките внимание людей анонсом старой песни или кавером, которые они не могли слышать раньше и не услышат на других обычных концертах — пусть ваш сет-лист будет частью сюрприза. Если кто-то из дружественных групп сможет сыграть вместе с вами, анонсируйте и это — так вы сможете привлечь и их поклонников.
Сделайте взрыв в соцсетях
Что отличает анонс стандартного выступления от внезапного? Разумеется, тон повествования. Напрягите все свои литературные мышцы (или обратитесь к накаченному другу), вложите всю энергию и перевозбуждение от приближающегося шоу, представив, например, что вы играете самый первый концерт. Постарайтесь максимально обстоятельно описать то, что произойдет — у вас нет месяца впереди на то, чтобы дорабатывать и исправлять анонс, добавлять видео и фотографии. Информация должна быть исчерпывающей. Если вы привыкли постить инфо только на одну платформу, то самое время задействовать их все, начав с «большой четверки»: VK, FB, Twitter и Instagram.
Facebook/ВКонтакте
Запостите событие, как вы это делаете обычно, пусть каждый участник группы и ваши ближайшие друзья немедленно разошлют приглашения всему своему контакт-листу (будьте настойчивы, попросив сделать это, переспросите через пару часов, а потом еще и еще, если это до сих пор не сделано). Проследите за тем, чтобы площадка и промоутеры также сделали анонсы на своих страницах. На своих личных страницах не делайте простой перепост, напишите что-то от себя, анонсируйте особенности этого шоу.
Посылайте твиты о вашем концерте — используйте картинки, упоминания, хэштеги, как обычно. Опять же, пусть промоутеры делают ретвиты. Пишите немного больше, чем обычно — пусть ваши поклонники поймут, насколько важно их присутствие на этом концерте. Обычно мы призываем не перебарщивать с количеством постов, и если вы делаете все грамотно, то одна такая бомбардировка новостями не вызовет ни у кого раздражения и создаст нужный эффект.
Самое эффективное в обычной ситуации — запостить флаер концерта, и, конечно же, это необходимо сделать и сейчас. Но также стоит воспользоваться своими козырями — если у вас есть какие-то картинки, которые вы никогда не выкладывали и все ждали момента, то этот момент пришел. Вы знаете свою публику лучше, чем кто-либо другой. Что привлечет их внимание? Ваш басист в обнимку с котиком или старое фото гитариста, который был хиппи в 14 лет? Вытаскивайте архивы и делитесь ими.
Сделайте простой флаер
Найдите свободный час (или друга, у которого есть свободный час) и сделайте простой дизайн для предстоящего шоу. Напечатайте сотню флаеров и поезжайте на место действия, чтобы раздать/положить их там. Вы знаете, где обычно тусуются ваши поклонники, друзья и друзья друзей? Местный музыкальный магазин, книжная лавка, в которой работают ваши знакомые, небольшая кофейня или бар, секонд-хэнд. Даже если вы не знаете людей, работающих там, но понимаете, что они с вами примерно на одной волне, обратитесь с дружеской просьбой и опишите ситуацию — вряд ли с вами начнут разговаривать, используя бизнес-термины вроде бартера или кросс-промо.
Придумайте дополнительный стимул
Мы уже упомянули пару идей в первом пункте, но можно придумать что-то еще. Представьте, что вам нужно заняться кризис-менеджментом и в сжатые сроки изобрести что-то выдающееся! «Футболки с вашей группой всего в полцены именно этим вечером», «К виниловой пластинке прилагаются постер и стикер» и т.д. Вполне резонно будет спросить арт-директора, можно ли сделать специально предложение по бару в эту ночь — бесплатные напитки первым двадцати пришедшим, два коктейля по цене одного, или любое другое предложение. Со стороны площадки должен присутствовать точно такой же интерес по привлечению публики, плюс это именно они поставили вас в несколько некомфортное положение, заставив в спешке заниматься продвижением. Поэтому смело вовлекайте их в процесс изобретения аттракциона для публики.
Пишите и звоните конкретным людям
Не тратьте свое время на рассылку сообщений всем, кто есть в вашей френд-ленте. Сфоусируйтесь на друзьях и хороших знакомых. Наверняка среди знакомых есть те, кто вас всегда поддерживает, ставит лайки и пишет комплименты (но с кем вы, на самом деле, никогда особо не общались). Самое время с ними поболтать и пригласить их на концерт. Попробуйте вспомнить людей, которые живут или работают неподалеку от места проведения концерта — свяжитесь и с ними. Конечно, это нужно делать в любом случае, при обычном концерте, но иногда вполне хватает простых анонсов и напоминаний. В данной «кризисной» ситуации персональные сообщения важны как никогда и действительно хорошо работают. У человека остается впечатление, что он не просто часть контакт-листа и не просто еще одна возможность заполнить зал, а он понимает, что вам действительно будет приятно его увидеть. В жизни каждого музыканта есть такие люди, которые каждый раз, когда вы их встречаете, говорят: «Ну ты это... Зови на следующий концерт», вы, конечно же, говорите, что позовете, и никогда этого не делаете (за исключением простой рассылки в соцсетях). Зачастую это люди с работы, друзья семьи и т.д. — не те, кого вы обычно встречаете на концертах. Так вот, отличная тактика — создать специальный список из таких людей, просто записывая их имена под заголовком «Позвать на следующий концерт». В один прекрасный момент, судорожно перебирая в голове людей, которых вы хотите пригласить на внезапное шоу, вы наткнетесь на этот список и удивитесь, сколько еще возможностей откроется перед вами.