Одна из самых главных вещей, которой стоит научиться молодому музыканту — это отличать возможности от хороших возможностей. Когда ты независим, при всех свободах существует огромный риск неделю за неделей, месяц за месяцем играть концерты, которые не приносят никаких дивидендов, ни материальных, ни стратегических. Как перестать терять время и переключиться на приносящие пользу выступления?
Аудитория «поневоле»
По сути, это аудитория, которая пришла совершенно не на вас — когда вы играете на разогреве у кого-то. Каждый раз, в самом начале пути лучше соглашаться на все концерты, которые обещают 100%-ную явку аудитории. Всем хочется поскорее начать выступать в качестве хэдлайнера, и, конечно, это возможно. Но зачем быть хэдлайнером, когда в зале будет 20 человек? Просто задумайтесь, лучше сыграть десять шоу на разогреве, с каждого из них заполучив по пять новых поклонников, которые обязательно придут на ваши другие концерты, чем раз за разом выступать перед одними и теми же двадцатью верными поклонниками (это не значит, что ими нужно пренебрегать — их нужно беречь как зеницу ока).
Внимание «правильных» людей
Концерты на фестивалях-шоукейсах — самый верный способ выступить перед правильной аудиторией
Все, кто вам нужен, будут в одном месте. Здесь мы писали подробно о том, что такое шоукейсы и как принимать в них участие. Там же приведет список этих фестивалей. Разумеется, для большинства российских музыкантов американский SXSW — практически неподъемное приключение, но ближайшие Берлинский и Таллиннский фестивали вполне можно осилить. Плюс с 2015 года силами местных независимых промоутеров проводится фестиваль Moscow Music Week — и на него стоит обратить внимание. Не забывайте о том, что для шоукейса необходимо не только подготовить идеальное выступление, нужно также провести подготовительную промо-работу — связаться заранее с теми, кто вам интересен (журналистами, промоутерами), обратить на себя их внимание, пригласить на свой концерт.
Ценные поклонники
Каждый отдельный человек или небольшая группа людей по-своему важны для вашего продвижения. Разумеется, нельзя оценивать людей, опираясь исключительно на то, полезны они вам или нет, но думая о своей карьере, нужно понимать, какие поклонники вас двигают вперед, а какие нет. Концерт для 200 человек в маленьком городе, где ничего не происходит, и люди ходят на все концерты, которые изредка случаются там, может быть по-настоящему приятным событием. Но подумайте, куда приводят такие шоу? Никто не говорит, что играть их вообще не нужно — это прекрасное развлечение для вас и удовольствие для благодарной публики. Но очень сильно заигрываться все же не стоит — рано или поздно это превращается в самообман. В худшем случае можно заработать звездную болезнь, обидеться на весь мир (читай — на взыскательную публику больших городов) и выпасть из музыкального пространства под ярлыком непризнанного гения. Старайтесь терпеливо играть хорошие шоу в больших городах, постепенно, шаг за шагом накапливая аудиторию — это самый верный путь к успеху.
Почему многие музыканты откладывают гастроли?
Первые пару небольших туров можно провести для потехи, чтобы посмотреть на новые места, познакомиться с новыми людьми и т.д. Но если третий тур не обещает быть полностью оплаченным промоутерами из других городов и стран, то лучше всего подождать и тщательно подготовить такие гастроли, которые принесут вам какие-то дивиденды. Если вы самостоятельно занимаетесь организацией и бронированием дат, то от каждого шоу вы будете получать от 5 до 15 новых поклонников (это не пессимистичный прогноз, а реалистичный). И поверьте, это очень неплохо — то есть после трехнедельного турне по десяти городам у вас появится от 50 до 150 фанатов, и если шоу были по-настоящему крутыми, то эти люди поделятся информацией о вас со своими друзьями. Но даже подготовка таких туров — это большой труд, это предварительная работа, реклама, а потом еще долгая и утомительная дорога — и это подходит далеко не всем.
Лучше всего откладывать DIY-туры до тех пор, пока вы не будете уверены, что в каждом городе на вас придет какое-то определенное количество людей — а это ваш совместный с местными промоутерами труд. В наших статьях мы постоянно призываем независимых музыкантов к организации гастролей, но делать это нужно, имея в голове некую стратегию — лучше подождать лишние полгода, накапливая знакомства (даже онлайн), чем ехать, не имея ни малейшего представления о своем имидже в разных городах и количестве людей, собирающихся прийти. Лучше точно знать, что придет 20 человек, чем не знать ничего и надеяться, что придет 100.
Почему играть «полезные концерты» вовсе не означает «зарабатывать деньги»?
Вернемся к пункту 3. Возможно, в маленьком городе из-за отсутствия событий вы сможете неплохо заработать, однако, повторимся, такой концерт будет мало что значить для вашей карьеры. В то же время, сыграв на разогреве или шоукейсе, вы обрастете новыми связями и поклонниками. Вполне возможно, в разные активности, будь то выступления или конкурсы, вам даже придется вложиться, но при грамотном выборе таких активностей потраченные деньги довольно быстро конвертируются в двигающие вашу карьеру вперед явления.
Регулярные шоу
В английском есть понятие «residency gigs» — традиционные концерты одной группы, повторяющиеся регулярно в одном и том же месте. В наших условиях лучше делать мини-фестивали из 3-4 групп, где вы каждый раз будете хэдлайнерами (не путать с тем, о чем мы вас предостерегали в 1-ом пункте). В данном случае предлагается забронировать определенный день на конкретной площадке: например, каждый третий четверг месяца. Эти даты остаются за вами, и вы являетесь арт-директорами этих мероприятий. Каждый месяц вы можете приглашать группы, которые менее известны, чем вы, и которые вам по-настоящему нравятся — каждый раз разные. Разумеется, они, даже если это первое их выступление, будут приводить с собой по пять-десять человек. И, вполне возможно, это будет совершенно новая публика для вас. Не забывайте о том, что подобные концерты должны иметь собственное название, которое передает суть происходящего, должен быть определенный дизайн афиш, куда из раза в раз вписывается новое изображение и новые названия. Подобной стратегией до сих пор пользуются немногие, но если вы не планируете уезжать из своего города в ближайшие пару лет, то она вполне заслуживает внимания.